Металлизация. Увеличение ресурса металлоконструкций (резервуаров, емкостей, колонного оборудования, морских платформ и судов) на объектах нефтехимии, транспортной и портовой инфраструктуры с применением металлизационных протекторных покрытий (МПП).
1. Ущерб от коррозии
Проблема коррозии гораздо более серьезная, нежели ей зачастую придают значение. По разным оценкам, ржавчина в нашей стране «съедает» от 3-5% ВВП. Если 4% от ВВП звучит не убедительно, то переведем эту цифру в деньги. В 2022 году ВВП России составил почти 154 трлн рублей. 4% от этой суммы составляют около 6,16 трлн. рублей.
Есть еще интересные цифры:
• 2 млрд долларов — во столько оценивается ущерб от коррозии мостов в результате обычной зимней процедуры — посыпки дорог солью и реагентами;
• 90% всех случаев разлива нефтепроводов — это результат коррозии металлов;
• 40% металлоконструкций городских мостов и путепроводов требуют замены;
• 60–80% водопроводных труб изношены: металл съеден коррозией и истощен.
2. Природа коррозии
Проблемы коррозии крайне негативно влияют на объекты, где используются искусственные сооружения, металлические конструкции, оборудование, техника и транспорт со значительным сроком службы. Коррозия незаметно и скрытно может нарушить прочность материалов и привести к серьезным авариям и чрезвычайным ситуациям, в том числе к человеческим жертвам. ( Отразить на слайде)
Процессы коррозии имеют разную природу своего возникновения, но все их связывает одно: они появляются в результате соприкосновения и взаимодействия металлов со средой (жидкой или газообразной). Наиболее сильные коррозионные поражения возникают в переходных зонах «вода-воздух», «земля-воздух», на сварных стыках и водоотводах.
На сегодняшний день доказано стремительное возрастание агрессивности внешней среды из-за промышленных выбросов и загрязнений. В этой связи применение надежных антикоррозионных покрытий на территории РФ, в том числе в Арктике, является задачей государственного уровня, для решения которой требуются объединенные усилия и единый методический подход.
3. Металлизация – один из самых эффективных методов защиты от коррозии
Согласно статистике Американской национальной ассоциации инженеров-коррозионистов, наименьшие потери на ржавчине отмечены в Японии и США. Секрет прост: в последние десятилетия в этих странах отмечается твердая тенденция по замене лакокрасочных, хромированных и цинковых покрытий на металлизационные протекторные покрытия на основе алюминия и магния и цинк-алюминия, наносимые газотермическими технологиями. Металлизация заложена во всех ключевых отраслевых стандартах по антикоррозионной защите стран Северной Америки, Японии и является базовым решением для применения на объектах с длительным сроком службы либо агрессивной внешней средой.Для иллюстрации преимуществ металлизационных покрытий рассмотрим на примере исследования, проведенного с 1987 по 2007 департаментом транспорта штата Нью-Джерси в Соединенных Штатах Америки с целью сравнения систем коррозионной защиты. Под контролем независимой комиссии и представителей подрядчиков специалисты департамента нанесли на отдельные пролеты моста Мэтис, расположенного в дельте реки в нескольких километрах от открытого океана, 47 различных видов защитных покрытий. Через 20 лет был проведен контрольный осмотр моста, в результате которого безоговорочно лучшими были признаны системы металлизации. В условиях высокоагрессивной среды с высокой влажностью, соляным туманом и активным применением реагентов в зимний период системы металлизации продемонстрировали максимальную устойчивость к появлению коррозии, выявив менее 0,3% пораженной площади защищенной поверхности.
4. Как работают МПП (металлизационные протекторные покрытия)
Металлизационный слой обладает более высокой адгезией, чем любые лакокрасочные или полимерные материалы, стоек к абразивным факторам (особенно важно для зоны переменной смачиваемости), обладает свойствами катодной защиты основного металла конструкции, когда металл покрытия выступает в качестве протектора (анода) к основному металлу.
Экономический эффект от применения или при применении МПП в качестве антикоррозионной защиты получается за счет:
- уменьшения массы конструкций за счет уменьшения припуска на коррозию;
- исключение повреждения коррозией основного материала металлоконструкции;
- повышение надежности;
- снижение эксплуатационных затрат за счет сокращения периодичности и объемов ремонтных работ.
5. Кейсы успешной эффективности металлизационных протекторных покрытий ТСЗП
Среди проектов по металлизации сооружений, где применялись технологии газотермического напыления, можно выделить следующие:
- железнодорожный мост:металлизация покрытием на основе Zn и ZnAl моста через реку Адагум, Краснодарский край. Общая площадь поверхностиболее 150 кв.м, заказчик ООО «СК Мостотрест», 2014 г.;
- автодорожный мост: металлизация покрытием ТСЗП нижней поверхности автомобильного моста через реку Зай, Республика Татарстан, заказчик ООО «СК Мостотрест», 2014 г.;
- автодорожный мост:нанесение антикоррозийного защитного покрытия на пролетные строения на объекте "мост через овраг у с. Базарные Матаки на автомобильной дороге "Базарные Матаки - Чувашское Шапкино", ООО «РТ Мостовик», 2012 г. Из Заключения комиссии Главного Управления содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана «ГЛАВДОРТРАНС» после 5 лет: «Защитное покрытие, нанесенное методом газотермического напыления, соответствует ГОСТ 28302-89. Повреждений покрытия не обнаружено, процесс коррозии полностью остановлен».
6. Кейсы успешной эффективности металлизационных покрытий ТСЗП
- вантовый мост:нанесение коррозионно-стойкого покрытия на анкерные узлы ригелей. Общая площадь поверхности более 100 кв.м., г. Сочи; ЗАО «ВоронежСтальМост», 2012 г.
- мост «Живописный» на Новорижском шоссе:защита стальных листов крепления стоек барьерного ограждения моста методом газотермического напыления с целью его длительной защиты от коррозии (технология, оборудование и персонал ТСЗП). Общая площадь поверхности более 5 000 кв.м., г. Москва; Автодорожный мост Мостотряд № 4, 2008 г. Согласно проведенным замерам 2012 и 2017 г следов коррозии не обнаружено.
- мост через канал «Москва-Волга» на Ленинградском шоссе.
Данные объекты проектировались с привлечением европейских экспертов, что повлекло включение металлизации в проекты строительства.
6. О компании
Более чем 20-ти летний опыт специалистов компании ТСЗП в области газотермического напыления, собственные разработки оборудования и постоянное совершенствование технологий гарантируют потенциальному Заказчику выбор наилучшего решения и его качественное исполнение.
8. Нормативные документы
В настоящее время нанесение металлизированных протекторных покрытий с целью защиты от коррозии строительных конструкций и сооружений регламентируется актуализированной редакцией СП 28.13330-2017, а также иными нормативами и ГОСТами. Однако увеличение капитальных затрат на 3 – 5 % при применении МПП не позволяет широкому применению в строительстве, несмотря на значительную экономию расходов до 50% в процессе эксплуатации.
7. Перечень ключевых отраслевых стандартов:
1. СП 28.13330-2017 «Защита строительных конструкций от коррозии».
2. СНиП 2.03.11-85:1985 «Защита строительных конструкций от коррозии».
3. Отраслевой дорожный методический документ ОДМ 218.4.002-2009 «Рекомендации по защите от коррозии конструкций, эксплуатируемых на автомобильных дорогах Российской Федерации мостовых сооружений, ограждений и дорожных знаков». Росавтодор, 2009.
4. Отраслевой стандарт ОС 858-р-2003 «Руководство по защите металлоконструкций от коррозии и ремонту лакокрасочных покрытий металлических пролетных строений эксплуатируемых автодорожных мостов». Росавтодор, 2003.
5. ИСО 14713-1999 «Защита от коррозии железа и стали в конструкциях. Цинковые и алюминиевые покрытия. Руководящие указания».
6. ГОСТ 9.304–87 «Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия газотермические. Общие требования и методы контроля.»
7. ГОСТ 28302–89 «Покрытия газотермические защитные из цинка и алюминия металлических конструкций. Общие требования к типовому технологическому процессу».