УВЕЛИЧЕНИЕ РЕСУРСА ДЕТАЛЕЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ПРИ ИХ ВОССТАНОВЛЕНИИ МЕТОДАМИ ГАЗОТЕРМИЧЕСКОГО НАПЫЛЕНИЯ И ПЛАЗМЕННОЙ НАПЛАВКИ
Восстановление деталей методами газотермического напыления и наплавки не является новой для структур «РЖД» технологией. Ведущие вагоноремонтные предприятия давно и с успехом используют согласованные с ВНИИЖТ технологии газопламенного проволочного и шнурового напыления, газопорошковой наплавки для восстановления ресурса деталей. Все эти технологии обеспечивают восстановление изношенным деталям их первоначальных свойств, позволяют несколько раз возвращать деталь в строй.
К сожалению, недостаточное инвестирование НИОКР в 90-е — начало 2000х годов привело к пробелам в технологических возможностях ВНИИЖТ и российских предприятий, производящих и ремонтирующих технику для железных дорог.
Современные роботизированные комплексы высокоскоростного газопламенного напыления, активированной электродуговой металлизации, плазменной наплавки позволяют достигать на порядок большей производительности нанесения покрытий, гораздо более высокой адгезии и когезии покрытий, существенно более высоких коэффициентов использования материала.
Но самым большим преимуществом этого поколения оборудования является высокий уровень автоматизации процессов напыления. С использованием роботизированных комплексов производительность и качество ремонта перестают зависеть от мастерства исполнителя, становятся планируемыми и контролируемыми величинами.
Все вышеперечисленные факторы позволяют утверждать, что применение современных технологий для ремонта оборудования позволяет не просто восстанавливать, а существенно, иногда в разы, увеличивать ресурс ремонтируемого оборудования.
Каждая научно-техническая задача может быть решена несколькими способами, и среди них всегда может быть найден наиболее оптимальный. Технологии газопламенного напыления и наплавки хороши, когда нужно восстановить геометрию деталей, не испытывающих серьезных нагрузок. Получаемые покрытия имеют высокую пористость и относительно небольшую адгезию. Общепризнанно, что технологии плазменной наплавкинаиболее подходят для деталей, испытывающих ударные и знакопеременные температурные нагрузки, например клапанов ДВС. Технологии высокоскоростного газопламенного напыления являются непревзойденными для восстановления и продления ресурсов деталей, испытывающих высокий коррозионно-эрозионный износ, кавитацию благодаря высокой плотности и износостойкости получаемых покрытий. Плазменное напыление позволяет получать высококачественные керамические покрытия, обладающие, кроме изностостойкости, теплозащитными и электроизоляционными свойствами.
Наиболее же экономически оправданным становится производство нового оборудования с упрочнением методами напыления и наплавки с последующим ремонтом теми же методами. В продолжение последних лет современные технологии напыления и наплавки позволили обеспечить импортозамещение, а в некоторых случаях и успешный выход на мировые рынки с обновленной продукцией для производителей турбобуров, винтовых забойных двигателей и долот для бурения скважин, транспортирующих роликов для рольгангов металлургических производств, геофизического оборудования и многих других.
Во всем мире роботизированный комплекс высокоскоростного напыления и/или плазменной наплавки становится неотъемлемым атрибутом современного ремонтного производства транспортной отрасли. Внедрение данных технологий окупается в течение 2-3 лет, в дальнейшем принося стабильную прибыль.
Поставленные нами роботизированные комплексы высокоскоростного и плазменного напыления с успехом работают в таких отраслях, как двигателестроение и ремонт деталей авиационной техники с их высочайшими требованиями к качеству деталей, в нефтяном и газовом машиностроении, в производстве деталей для большегрузного автотранспорта.
С 2001 года «ТСЗП» выполняет работы по восстановлению геометрических размеров и нанесению коррозионностойких износостойких покрытий на рабочие поверхности штоков и направляющих для филиала ОАО «РЖД» <Рязанские дорожные путевые ремонтно-механические мастерские>. С 2005 года ООО «ТСЗП» выполняет работы по нанесению коррозионностойких износостойких покрытий на поверхность плит и пластин для ОАО «Тверской вагоностроительный завод». С 2006 года ведутся работы по восстановлению оборудования для московского метрополитена.
Группа компаний «Технологические системы защитных покрытий» (ООО «ТСЗП») за 16 лет работы накопила огромный опыт восстановления, упрочнения, улучшения эксплуатационных и физико-механических характеристик рабочих поверхностей деталей машин и механизмов методами газотермического напыления и наплавки. Нами поставлено более 20 линий нанесения газотермических покрытий «под ключ» в различных отраслях промышленности. Все оборудование собирается в России из высококачественных импортных и отечественных комплектующих, что позволяет оптимизировать стоимость и качество получаемого оборудования.
Возможность многократного ремонта деталей методами газотермического напыления позволяет отнести данные технологии к ресурсосберегающим. Многие из разработок не имеют аналогов в мире и защищены патентами. Производство имеет сертификат соответствия Госстандарта РФ, а система менеджмента качества соответствует ГОСТ Р ИСО 9001-2000.